История

История возникновения села Матышево

 

В конце XVI века положение крестьян в центре России стало очень тяжелым, крестьяне окончательно были закрепощены помещиками. Спасаясь от тяжелых работ, налогов и голода, они бросали дома и деревни и уходили на восток за Волгу. Здесь расстилались почти незаселенные степи, где трудно было ловить беглых крестьян. К этому времени и относится возникновение нашего села. Предполагают, что Матышево было основано в 60-х годах XVII века, в период царствования Алексея Михайловича.

Местность, на которой сейчас расположено село, была покрыта густым лесом, поэтому сюда, спасаясь от помещичьего гнета, бежали небольшим отрядом крепостные крестьяне и холопы. Предводителем отряда был Матыш, по имени которого и было названо село - «Матышево».

Его отряд обосновался в лесных дебрях озера Матышево и реки Терсы. Крестьяне чувствовали себя в безопасности от произвола царских воевод. Так и началось заселение этой местности. Лес стал вырубаться, строились бревенчатые избы, отводилась земля под огороды. Первоначально поселок насчитывал не более 10-ка домов. Первые дворы появились в центре теперешнего села на возвышенных местах вокруг озера Чепырихи. В XVII веке это было обширное озеро, вокруг которого простиралась лесная чаща. Затем поселок разрастался в сторону Светленки, Жирновки, Бугаевки.

Крестьяне жили общинами. Во главе стоял избранный староста, обычно из зажиточных крестьян.Стали принимать сюда и переселенцев. Общее собрание решало разрешить или нет посилиться здесь. По мере заселения, вырубались леса с запада на восток.                                                                                                                                             К началу XVIII века из среды крестьянской общины выделялась состоятельная верхушка кулаков. Зажиточные крестьяне выражали презрительное отношение к бедноте. Например, теперешняя улица «Остров» долго называлась «Голоштановкой», т. к. там жила, преимущественно, беднота. Улица «Садовая» - бывшая «Бугаевка»- ее жители когда-то украли и зарезали общественного быка- бугая. Улица «Большая» была очень велика по территории и там проживала кулацкая верхушка села: Ермичев (по прозвищу «кулак»), Дозоров, Жирнов и др.

Росла кулацкая верхушка к началу XVIII века и к тому периоду относится строительство мельниц- ветрянок и кузниц.

В начале XIX века в селе был большой пожар, от села осталось несколько дворов. В 1885 году пожар повторился (уцелела только Набережная улица) в результате граница леса отодвинулась дальше на восток.

Сельское население в начале XIX века делилось на несколько разрядов:

1) частновладельческие,

2) «дворцовые»,

3) государственные.

Первые принадлежали светским и церковным феодалам. Вторые были во владении дворцового ведомства московских великих князей. Третьи (черносошные) или государственные - жили волостными общинами на землях, не принадлежавших владельцу, но определяли повинности в пользу государства.

Все земли на территории Матышево принадлежали государству. Жившие на них крестьяне назывались «черными» или «черносошными». Крепостного права здесь не было.

В селе было две общины: новая (северная сторона) и старая (к южному берегу оз. Светленки). Вся земля считалась принадлежащей сельскому

обществу-«миру», и «мир» распределял пользование ею между отдельными крестьянскими дворами.

Крестьяне были связаны круговой порукой, т.е. отвечали друг за друга своим имуществом за уплату налога.

Крестьяне все делали сами, но нужны были деньги и поэтому начали развиваться торговые связи. Некоторые из крестьян бросали сельское хозяйство и становились купцами. Например, купец Дозоров имел в Матышево три крупных магазина, торговые базы в Елани и Саратове.

Помещики Порядин и Рожнов, кулаки Жирнов, Ториков, Сафонов имели земли больше, чем все крестьяне хозяйства. У них были богатые имения. Им принадлежали лучшие земли. Крестьяне работали на помещичьих землях, арендовали земли, разорялись, уходили в города на заработки.

В Матышево было построено две церкви. Одна из них строилась около сорока лет. Она поражала своей архитектурой. В них было 10 служителей религиозного культа: 4 попа, 4 дьяка и др.

По большим праздникам духовенство устраивало торжественные процессы по селу, в которых несли богато вышитые знамена (хоругви). Расшитые золотом одежды попов, их величественные жесты, непонятные слова, сильно действовали на воображение народа.

В селе было две начальных школы: земская и церковно-приходская с двумя классами. Обязательным предметом был «закон Божий».

В школе обучалось около 30 крестьянских детей.